Почему «Кальмар» всех так з̶а̶к̶о̶ш̶м̶а̶р̶и̶л̶ закальмарил

«Вся наша жизнь игра» – сказал Шекспир.
«Люди – как игральные кости: мы бросаем себя вперед по жизни» – изрёк Сартр.
«Все мы родом из детства» – констатировал Экзюпери.

«Что ж, возьмём все эти истины, встряхнем, перемешаем, добавим побольше человеческих пороков и слабостей, социального неравенства, завернем это в обертку детских безобидных игр и вуаля…» – решили корейцы и выпустили в свет «Игру в кальмара».


И…
«Кальмар» захватил мир, проник щупальцами в человеческие мозги, заставил людей задаваться вопросами, от невинных: «Смог бы я победить в игре “Сахарные соты”?» до экзистенциальные и страшных: «Как бы я повёл себя в такой ситуации? «Смог бы я убить?»

Интерес подогревает интерес.
«Игра в кальмара» стала самым популярным проектом за всю историю Netflix – это уже всем известный факт.
И даже те, кто обходил жанр игр на выживание стороной, потянулись взглянуть, что ж это за Кальмар такой, заинтригованные всемирным ажиотажем.

Что касается фотографов, видеографов, стилистов и других представителей арт-индустрии, то нас всех, конечно, не в последнюю очередь привлекла «картинка» и визуальные приемы, которые были применены: контрастные комплиментарные цвета, которые постоянно используются, продуманная композиция каждого кадра, символизм деталей и т.д.

В чем секрет успеха «Игры в кальмара»? Все ли в сериале лежит на поверхности или имеется в нем двойное дно? Что означают определённые символы? Сформируются ли благодаря ему новые тренды? Повлияет ли он на Арт-сферу, в том числе и фотографию?

Обо всем этом говорим со знатоком корейской культуры, переводчиком с корейского – Еленой Ли.

InLight: Главный вопрос – почему? Почему именно этот сериал так быстро завоевал огромную популярность?

Елена: Если честно, у корейцев есть множество не менее достойных фильмов, сериалов… Наверное, просто все сложилось вовремя. Сериал выпустили в подходящий момент и он выстрелил.
Ещё, конечно, фишка в том, что вечные проблемы и пороки человечества раскрыли с помощью детских игр. Приём беспроигрышный. Это и цепляет, и интригует, и создаёт иллюзию легкости. Но с первой серии режиссёр сериала Хван Дон-Хёк даёт понять, что лёгкость – это именно иллюзия. Трагичное и комичное постоянно идут рядом, как и в реальной жизни.

InLight: Все ли в сериале лежит на поверхности или есть двойное дно? О чем для вас этот фильм в первую очередь?

Елена: Это фильм о выборе, о том, на что готовы пойти люди ради своих целей. Каждый из игроков сделал свой выбор, причем во второй раз осознанно, уже точно зная на что идет.


Конечно, далеко не все лежит на поверхности. Хотя, говорят, если хочешь что-то спрятать – прячь на самом видном месте. Так и тут. Творцы сериала спрятали подсказки на виду, в итоге они остались незамеченными.
Вызывает восхищение визуальный ряд, который подчёркивает происходящее: коридоры в беззаботных конфетных тонах (розовый, желтый, зелёный, голубой), как в кукольном домике, и на контрасте с этим – кровавые убийства. Но смерти не смакуются, не превращаются в шоу, а изображаются сухо и реалистично. Также интересно, как обыгрывается загадочный образ ведущего. У него особая маска, в сценах с ним всегда доминируют два цвета – чёрный и золотой, которые подчёркивают его власть, особое положение и могущество.


О двойном дне. Геометрические символы в сериале (круг, треугольник, квадрат) это не только фигуры, с помощью которых дети рисуют кальмара в одноименной игре. И не только социальная иерархия: круг – рабочие, треугольник – солдаты, квадрат – начальники. Эти символы имеют ещё более глубокий смысл:
Круг – страстное желание, квадрат – ловушка, сети, треугольник – человек.
Также есть мнение, что круг – это небо, квадрат – земля, треугольник – человек, а все вместе – это метания человека между небом и землей, между добром и злом.

InLight: Сформируются ли благодаря сериалу новые тренды?

Елена: Конечно. Это быстрый процесс. Они уже сформировались.

В тик-ток многие играют в «сахарные соты»: варят сахар и потом вырезают фигурки, все это, конечно, сопровождается музыкой из «Игры в кальмара». Эти видео быстро попадают в «реки». Девушки-подростки уже начали рисовать или подчёркивать синяки под глазами, как у Сэ Бёк (актриса – Чон Хо Ен). Этот слегка андрогинный типаж, после выхода сериала, возможно станет еще более востребованным и вдохновит многих режиссёров, фотографов, видеографов. В коллекциях костюмов на Хеллоуин активно обыгрываются образы из сериала. Люди сметают с прилавков белые слипоны, как у героев и т.д.
Кальмар сейчас у всех на устах и какое-то время ещё побудет.

InLight: А касаемо сферы искусства? Думаешь, сериал повлияет и на неё?

Елена: Сам этот сериал за его визуал уже отнесли к поп-арту.
Если делать какие-либо арт-прогнозы, то можно предположить, что контраст и диссонанс, который намеренно использовали создатели сериала (мрачный сюжет и эстетика визуального ряда – есть даже ряд мемов на эту тему) будет использоваться дальше. Однозначно цвета сериала, которые стали трендовыми, будут активно использоваться тоже. Ну, и мода на все корейское тоже набирает обороты – это радует.
И «Игра в кальмара» сыграла в этом процессе популяризации корейской культуры далеко не последнюю роль.

Текст: Виктория Мей