Закулисье профессии фотографа + чек-лист, как бороться с выгоранием

XXI век прославился своими возможностями и вывел творческие профессии на новый уровень. Купить навороченный гаджет или дорогостоящую технику для некоторых не составляет труда, при этом каждый … (цифру поставьте сами) почему-то смело начинает гордо именовать себя “фотографом”, обесценивая суть самой профессии. К тому же (до сих пор!) основными стереотипами являются: “всю работу делает крутая камера”, а “фотографу только и остаётся, что сидя в тёплой квартире или уютной студии намеренно затягивать срок выдачи фото”.

Давайте поподробнее разберёмся, что же таит в себе закулисье профессии фотографа

$6,5 млн., $4,3 млн. или же $3,9 млн. – какую из этих сумм вы бы хотели получить за свою работу? Нет, это не шутки.
Это всего лишь пример самых дорогих фотографий в мире: Питер Лик – “Фантом” (1999), Андреас Гурски – “Рейн II” (1999) и Синди Шерман – “Без названия № 96” (1981). Первая была продана в частном порядке, последние две на аукционе “Кристис”.

Естественно, только единицы могут похвастаться подобным чеком за свою работу, но профессию Фотографа однозначно стоит выбирать по любви.

Специфика этой работы не позволит “протянуть” долго исключительно на коммерческих плюшках, так как фотографией нужно гореть. Также начинать свой путь в профессии под лозунгом “универсальный солдат” – это, по сути, путь в никуда. Стать лучшим в каждом из +/- 25 жанров фотографии невозможно, поэтому изначально стоит определиться к чему больше лежит душа, а потом уже в пределах нескольких направлений и сделать ключевой выбор.

Зачастую клиентов смущает ценовая политика фотографов. Причём этот укор бывает в сторону как новичков, так и профессионалов. Однако свою деятельность фотограф начинает ещё задолго до самой съёмки. 

Поиск клиента, непосредственная коммуникация для уточнения всех деталей, организация самого процесса съёмки (здесь и утверждение образа, который органично впишется в конкретную локацию, командная работа с визажистами/стилистами, утверждение референсов), наличие всей необходимой техники и, конечно же, последующая обработка фотографий и только потом уже выдача “на руки”.
Важно понимать, что на политику ценообразования влияет как стоимость техники, так и рост фотографа, как профессионала.  Постоянное совершенствование фотографами своих навыков на воркшопах, мастер-классах, курсах или же при индивидуальном обучении предотвращает возможность остановиться и “закостенеть” в профессии.

Кстати, вы никогда не задумывались, какой огромный кредит доверия предоставляют клиенты фотографам? И как важно последним не подвести, а превзойти все ожидания. В свадебной съёмке или семейной (рождение ребёнка, крестины) просто нет права на ошибку. Это лучшие моменты жизни, которые не поставишь на повтор. Клиенты доверяют самое ценное – сохранить своё счастье на снимках. И кто бы что ни говорил, но фотоархивы – это то, что будет греть душу на протяжении долгих лет, в отличие от вещей или гаджетов, актуальность которых имеет весьма короткий срок. Поэтому ответственность, быстрая реакция и умение тонко передать тот самый момент – это три суперсилы, которые могут перекрыть даже незначительные технические несовершенства. Как же вписать себя в историю фотографии?

Давайте на примерах фотографов, которые не побоялись быть собой:

Ирвин Пенн – прародитель фэшн-фотографии, автор первой чёрно-белой обложки (“Vogue”, 1950). Автор иконических чёрно-белых портретов (Альфред Хичкок, Марлен Дитрих, Пабло Пикассо, Чарли Чаплин, Одри Хепберн и др.). Фирменные приёмы – использование простых белых и серых фонов, а также вертикальных угловых.

Питер Линдберг – работы олицетворяли его жизненную философию – возможность женщин быть собой, а не выдуманным идеалом.

“Открыл” супермоделей миру (Линда Евангелиста, Наоми Кэмпбелл, Кристи Тарлингтон), а также единственный в мире, кто трижды участвовал в создании “Календаря Пирелли”.

Марио Тестино – фэшн-фотограф, с которым хотят работать все. Его фотографии узнаваемы и наполнены особой энергетикой. Известен миру своими фотоработами членов королевской семьи, знаменитостей, художников, супермоделей, а также съёмками рекламных кампаний для модных домов. Снимки же принцессы Дианы до сих пор считаются одними из лучших.

Патрик Демаршалье – один из самых известных модных фотографов современности, сотрудничал с топовыми мировыми брендами и лучшими модными журналами. В своём творчестве пропагандировал естественность и отсутствие постановочных кадров для получения максимально живой картинки, наполненной глубинной красотой.

Энни Лейбовиц – автор самых звёздных портретов, раскрывающих личность с новой неожиданной стороны и, соответственно, цепляющих своей неподдельной честностью, глубиной и характером. Под прицелом её объектива побывали Майкл Джексон, Джон Леннон, королева Англии, Барак Обама, Вупи Голдберг, Анджелина Джоли, Леонардо Ди Каприо и другие.

Однако прежде чем достигнуть “звёздных” высот, важно не выгореть на полпути. Каждый фотограф хоть раз в жизни сталкивался с этим коварным состоянием и, естественно, не был к нему готов. Причём творческий кризис может настигнуть как новичков, так и мастодонтов фотоиндустрии. Появляется очень много вопросов к себе и непонимание, куда и как двигаться дальше и зачем всё это.

Чек-лист, как бороться с профессиональным выгоранием:

1. Пересмотреть рабочий график и вместо работы нон-стоп найти баланс между отдыхом, личным и профессиональным.

2. Коммерческие съёмки “разбавлять” творческими, где можно воплощать исключительно свои задумки.

3. Провести “ревизию” своего окружения и увеличить в нем процент творческих, позитивных и вдохновляющих людей.

4. Посещать мастер-классы, воркшопы, курсы с целью расширения своих профессиональных возможностей. Конечно, тут просто невозможно не упомянуть о нашей фотошколе InLight, в которой регулярно проводятся курсы как для новичков, так и для профессиональных фотографов с опытом.

5. Больше путешествовать для развития насмотренности и поиска альтернативных источников вдохновения. Мы, кстати, убедились, что если есть большое желание, то возможности для путешествий найдутся даже во время карантинных волн.

6. Бросать вызовы себе и пробовать другие жанры съёмки или приёмы для ощущения тех самых “мурашек”, которые даёт новизна.

7. Перестать сравнивать себя с другими фотографами. Они могут вдохновлять, но вы должны быть лучше только себя вчерашнего.

8. Искорените нездоровый перфекционизм, ведь идеальный момент – это сейчас, а не в мифическом будущем.

9. Ставьте реалистичные цели и сроки и помните, дорогу осилит идущий.

10. Заботьтесь о своём ментальном здоровье на постоянной основе.

Главное, не забывать, что фотографы тоже живые люди, а профессия требует максимальной включенности и постоянного развития.
И когда в очередной раз неискушенному человеку покажется, что фотография – это просто, предложите ему сделать больше чем одну удачную фотографию, одобренную друзьями и подписчиками.

Текст: Яна Зозуля @kvit.ka