На пути к шедевру. Как фото становятся Арт-объектами

By Yana Zozulya

Современная жизнь состоит из постоянной спешки, вечных дедлайнов и стремления соответствовать ожиданиям общества (принятие себя и своего пути, а также концепция “slow life” со скрипом, но потихоньку внедряются в наши реалии).

Однако, даже в таком плотном графике всегда найдётся время на “поесть” и “пофотографировать”.

При этом вряд ли в XIX веке могли предположить, что возникновение фотографии даст толчок для развития настоящего вида искусства со своей философией, эстетикой и потрясающим визуалом, а сами фотографии станут неотъемлемой частью профессиональной, личной и культурной жизни.

В мире существует нереальное количество снимков, которые отвоевали свое право на жизнь с развитием соцсетей и интернета в целом, но при этом они так и не приблизились к понятию “Арт-объект”.

По-настоящему же шедевральными становятся именно те фото, в которых чувствуется почерк автора, новатора, где есть идея и смысл, а не просто красивая картинка. Подобные фотоработы не имеют срока годности, они прекрасны вне временных рамок и трендов.

Так, благодаря своей самобытности фотографии превращаются в арт-объекты, о существовании которых знают даже люди, далекие от фотоискусства.

Альфред Эйзенштадт “Поцелуй на Таймс-сквер” (1945). Абсолютно не постановочный кадр, на котором запечатлен поцелуй незнакомцев – моряка и медсестры, стал мировым достоянием и символизирует радость и ликование в связи с окончанием Второй мировой войны. Неподдельность эмоций героев и всепоглощающее счастье в моменте “зарядили” фотографию невероятно мощной энергетикой.

Филипп Халсман, “Дали атомикус” (1948). Парящие в воздухе предметы мебели, сам маэстро Сальвадор Дали и, собственно, три кошки – это ли не настоящий сюрреализм! Авантюризм фотографа, помноженный на профессионализм, в сочетании со слаженной командной работой подарили миру максимально неординарный и реалистичный снимок без какой-либо постобработки и стали визитной карточкой творца.

Альберто Корда, “Героический партизан” (1960). Фотография Эрнесто Че Гевары – это удачно словленный кадр, на котором в финале фотограф убрал всё лишнее и оставил суть. Портрет кубинского революционера стал культовым, максимально растиражированным и коммерчески успешным. Несмотря на то, что личность команданте довольно противоречивая, его образ является символом революции и свободы.

Провокационные обложки журнала Esquire:

Вирна Лизи с макияжем и укладкой, но при этом с бритвенным станком в руках, (1965) – аллегория на маскулинизацию американских женщин из-за смещения гендерных ролей.

Мохаммед Али, проткнутый шестью стрелами, (1968) – прямая отсылка к религиозным мотивам и плате за собственные взгляды на жизнь, которые противоречили американскому обществу.

Энди Уорхол, полароидные снимки звёзд (70-80-е годы). Гений поп-арта начал фотографировать свою жизнь ещё до того, как это стало мейнстримом, и при этом не боялся экспериментировать. Полароидные портреты его авторства (Лайза Миннелли, Мохаммед Али, Фэрра Фоссет, Одри Хепберн, Сильвестр Сталлоне, Джорджио Армани, Джейн Фонда и другие) отличались особой выразительностью. Лицо крупным планом, нейтральный светлый фон плюс тот самый момент для щелчка камеры и фотографии, которые хотели все, были готовы.

Реклама Calvin Klein Jeans с Кейт Мосс и Марком Уолбергом (1992). Кампейн взбудоражил общественность откровенными снимками (модели были полуобнаженные), но по факту стал судьбоносным в рекламном мире. Снимки со скандального кампейна – это идеальный пример баланса вкуса, стильного минимализма и чувственности.

Энни Лейбовиц, знаменитые портретные работы.

Легендарная обложка Джона Леннона с Йоко Оно (1980) впечатляет своей силой и уязвимостью одновременно. К сожалению, фото стало последним для музыканта.

Скандальная обложка с обнаженной беременной Деми Мур (1991) произвела настоящий фурор (тираж мгновенно распродали). Фотография стала феноменальной и эталонной.

Знаменитая фотография юного Леонардо Ди Каприо с лебедем (1997) как аллегория сильной и волевой натуры молодого актёра, не лишенной нежности.

В 2019 году сильный резонанс вызвало фото обычного куриного яйца, которое стало самой обсуждаемой публикацией в мире и набрало сумасшедшее количество лайков, тем самым побив рекорд снимка Кайли Дженнер. Эта ситуация стала иллюстрацией того, что соцсети не просто имеют огромное влияние, но и при этом во многом формируют психоэмоциональное состояние людей.

В 2021 году бурную реакцию вызвала недавняя фотосессия Анджелины Джоли с роем пчел, фотограф – Дэн Уинтерс. Прототипом для съёмки стало фото калифорнийского пчеловода, облепленного насекомыми (фотограф Ричард Аведон, 1981). Актриса совместно с журналом National Geographic пытается акцентировать внимание на исчезновении насекомых. Мир меняется, и людям пора понять, что абстрагироваться от экологических проблем больше не выйдет.

Свежая обложка итальянского Vogue с невероятно стильными Моникой Беллуччи и ее дочерью Девой Кассель в одинаковых платьях от Dolce & Gabbana, тоже наверняка станет частью модной и фото индустрий.
Фотографом выступил Паоло Роверси, который многократно работал со звездными моделями.
Но фото затрагивает не только эстетические чувства. Тут можно усмотреть и идею преемственности поколений и неразрывную связь матери и дочери.

 

Главное, что нужно помнить, фотоиндустрия не заточена исключительно на деньги. Фотографии – это мощный инструмент для реализации идей и смыслов, олицетворения красоты и значимости всего в нашем мире, а также показатель нашего культурного роста, как простых зрителей.

С Днём Фотографа всех!
Эта профессия однозначно не должна быть недооценённой. Ведь в этой сфере рождаются настоящие шедевры, которые не только украшают наш мир, но и делают его лучше.

Авторы: Яна Зозуля @kvit.ka
Виктория Мей @vickymay13